Jedi Heritage: Орден последователей Силы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Цвет

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Цвет — визуальное восприятие у людей основных спектральных лучей света. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.

http://uploads.ru/t/Q/J/I/QJIgb.png

Спектр на экране монитора (справа добавлен неспектральный пурпурный участок).
Яркость на красном, зелёном и синем прямоугольниках под спектром показывают относительную интенсивность ощущения на каждом из трёх независимых типов рецепторов человеческого зрения — колбочек.

Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или животного, — колбочек. Считается (хотя на сегодняшний день так никем и не доказано), что у человека и приматов существует три вида колбочек различающихся по спектральной чувствительности — ρ (условно «красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно. Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки.

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения»). Установлено, что пресмыкающиеся, птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300—380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра. При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.

http://uploads.ru/t/w/E/g/wEgU1.png
Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека — колбочек. Штриховой линией показана чувствительность палочек — рецепторов сумеречного зрения. Ось длин волн на графике имеет логарифмический масштаб.

Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости его изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других, ситуативных, психологических моментов.

Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.

Цвета спектра и основные цвета

Цвет:           Диапазон длин волн, нм:                Диапазон частот, ТГц: Диапазон энергии фотонов, эВ:
Красный                   625—740                                       480—405                           1,68—1,98
Оранжевый              590—625                                       510—480                            1,98—2,10
Жёлтый                    565—590                                       530—510                            2,10—2,19
Зелёный                   500—565                                       600—530                            2,19—2,48
Голубой                    485—500                                       620—600                           2,48—2,56
Синий                      440—485                                        680—620                           2,56—2,82
Фиолетовый              380—440                                       790—680                           2,82—3,26

Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве, что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной), но большого распространения она не нашла.

Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов», в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий.

http://uploads.ru/t/T/N/b/TNbZ1.png
Аддитивное смешение цветов

В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.

Характеристики цвета

Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость):

Яркость

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.                                   

Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным.

Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия. Так, к примеру синий цвет при соседстве с жёлтым кажется более ярким.

Насыщенность

Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.                                   

Светлота

Степень близости цвета к белому называют светлотой.                                   

Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится белым.

Цветовой тон

Цветовой тон — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.                                   

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света — цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет голубой цвет.

Применение цвета

Цвет широко применяется, как средство для управления вниманием человека. Некоторые сочетания цветов считаются более благоприятными (например, синий + жёлтый), другие — менее приемлемыми (например, красный + зелёный). Психология восприятия цвета объясняет, почему те или иные сочетания способны сильно воздействовать на восприятие и эмоции человека.
Кроме того, воздействие цветом на человека, по сравнению с его другими тактильными или эмоциональными восприятиями, является наиболее эффективным в психологическом, психическом и даже физическом плане. Экспериментами было доказано, что цвет действует на людей, даже если они его не видят. Причём разный цвет оказывает разное влияние. Например, если завести человека с завязанными глазами в комнату, стены которой выкрашены в красный цвет - у него поднимиться давление и снизиться пульс. А если стены будут покрашены в синий цвет - то наоборот, снизиться пульс и возникнет сонливость. И так, каждым цветом можно оказывать различное воздействие на организм.

Кроме того, по представлениям восточных учений, равновесие семи цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый) необходимы для поддержания духовного и физического здоровья человека. Каждый цвет оказывает определённое воздействие:

Красный
Психологическое воздействие: ускоряет психическую активность, наполняет жаждой деятельности.
Физическое воздействие: учащает пульс, расширяет сосуды, помогает согреться.

Оранжевый
Психическое воздействие: избавляет от депрессии, наполняет жаждой творчества.
Физическое воздействие: активизирует физиологические процессы, повышает сексуальную активность.

Жёлтый
Психилогическое воздействие: стимулирует интеллект, побуждеает к веселью.
Физическое воздействие: повышает регенерацию тканей, тонизирует нервную систему, стимулирует активную жизнедеятельность.

Зелёный
Психологическое воздействие: снижает утомляемость, успокаивает.
Физическое воздействие: понижает глазное давление, очищает клетки тела.

Синий/голубой
Психологическое воздействие: успокаивает нервную систему, способствует расслаблению.
Физическое воздействие: снимает мышечное напряжение, сужает сосуды, понижает давление.

Фиолетовый
Психологическое воздействие: успокаивает.
Физическое воздействие: усиливает работу имунной системы, восстанавливает биологические ритмы.

Например, если человек ленив и апатичен - ему можно порекомендовать добавить красные элементы декора в интерьере, и его активность возрастёт. И наоборот - если человек слишком активный, ему следует использовать холодные тона, например голубой.

Отредактировано Volan (2012-04-23 19:40:20)

0

2

Цвет - это еще и имя цвета.
Если в японской культуре даже в обыденной жизни различаются тысячи цветов - они влияют по-другому, чем если бы они воспринимались как всего 7 цветов

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC