Jedi Heritage: Орден последователей Силы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Jedi Heritage: Орден последователей Силы » Саморазвитие » Что такое Аюрведа


Что такое Аюрведа

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Аюрведа в переводе с санскрита означает "наука о жизни". Точнее, это комплексная наука о здоровой жизни, о факторах, способствующих здоровью и о факторах, здоровью препятствующих.

Согласно легендам, аюрведа пришла к нам от Ариев, живших несколько десятков тысяч лет назад в Северном полушарии Земли. Цивилизация Ариев обладала высочайшей культурой, огромными знаниями и потрясающими способностями. Так, по преданиям,  Ариям не нужна была письменность, поскольку их мозг был способен безошибочно запоминать огромные объемы информации. Эта цивилизация летала в космос и осваивала океансеие глубины. А знания Ариев о человеке в целом и их медицинские познания в частности поражают современных исследователей.

Существует множество версий того, из-за чего арийская цивилизация исчезла. Те же предания говорят, что сначала была большая война, а затем наступил ледниковый период. Арии вынуждены были мигрировать на Юг по Уральскому хребту. В процессе миграции  способности этих людей постепенно утрачивались, знания терялись - цивилизация деградировала. Мозг постепенно терял возможность к сохранению информации. Возникла потребность в записи знаний предков. Так на свет явились Веды - первые письменные источники на Земле.

Аюрведа является частью Ведического Знания. Следует иметь ввиду, что помимо индийских Ведических источников, по-сути единственно известных сегодня, существуют и другие.  Так, например, некоторые ученые говорят и о Русских Ведах, сохраненных в Сибири. Поэтому неправомерно полагать, что Аюрведа - это национальная индийская или восточная медицинская система. Аюрведа - это медицина, принадлежащая всему человечеству. Хотя справедливо то, что именно в Индии Аюрведа сохранилась в наиболее чистом виде и именно индийские врачи несут это знание всему остальному человечеству. Из Аюрведы вышли все остальные медицинские школы Земли. Среди них  Китайская и Тибетская медицина сегодня более других направлений  ещё близки к Аюрведе. Однако, авторитетные специалисты утверждают, что изложение аюрведических знаний в китайской интерпретации слишком примитивно.

Тосно так же, как все известные мировые религии были даны не одному какому-нибудь народу, а всему человечеству, так и Аюрведа была принесена Дханвантари, таким же посланником Бога, какими были Иисус и Магомет, Будда и Заратуштра. Дханвантари принес это знание для всех людей, для каждого человека, вне зависимости от того, какой у него цвет кожи и где он живет.

Санскрит очень многогранный язык, и один и тот же термин имеет в нем очень много значений. Слово "аю" означает не только жизнь, но и "естество". Вот в этом-то и состоит принципиальная разница. Аюрведа - это наука о естественной жизни человека. Она говорит о естественных законах природы, о которых всегда знали древние вайдьи. Всё, что говорят о человеке ведические источники, сводится к тому, что человек - это клеточка вселенной. Это значит, что он живет по естественным законам и его не нужно направлять или заставлять, его не нужно поощрять или наказывать - всем этим руководит естественный закон бытия. У Аюрведы нет никакой националистической или узко религиозной основы. Она была дана не для какой-то нации, не для какой-то религии и не для какого-то определенного времени. Она была дана на века как дар всему человечеству.

Согласно аюрведической философии, каждый человек - это клеточка нашего мироздания, клеточка, связанная не только с "живыми" объектами нашей вселенной, но абсолютно со всеми прочими космическими телами (звездами, планетами,...и т.д. Мы не случайно взяли в кавычки слово Живыми, так как согласно Ведийской философии, все объекты вокруг нас являются не менее, а зачастую и более, живыми, чем мы с Вами). Поэтому всё, что происходит вокруг, обязательно отражается на человеке, и всё, что происходит внутри человека, - отражается на окружающем мире. Следовательно, говорили аюрведические вайдьи, надо повышать своё чувство ответственности за всё, что исходит от нас, и учиться различать добро и зло, чтобы не подпадать под плохое влияние. Каждый человек имеет свою уникальную программу развития, у каждого человека есть определенная дхарма, долг перед своим государством, родом, планетой, на которой он живет, перед Богом, наконец. Каждый человек в своей жизни должен постоянно учиться, проходить всевозможные испытания, выполнять определенные уроки. И когда он, наконец, постигает свою природу, то начинает постоянно отдавать всю свою энергию, все свои силы на служение общему благу. Но истинная отдача идет только через сердце. Это закон обмена энергий. Вайдьи не просто декларировали это - они собственным примером, примером всей своей жизни показывали, что человек может жить, не болея и не старея, очень долго и счастливо. Изучая строение человеческого тела, они нашли так называемые энерго-информационные центры, или чакры, и определили, что каждая чакра характеризуется своей определенной частотой, которая соответствует энерго-информационным характеристикам различных планет и иных космических объектов. На Земле это проявляется в соответствии ритмов растительного, животного и минерального царств. Они знали этот закон соответствия и учитывали его во всех сферах жизни. Только по закону соответствия они использовали травы, составы и другие препараты для исцеления болезней в самой начальной их стадии. Но, самое главное, они показали: корень всех болезней лежит в том, что у человека закрыто сердце. Вайдьи утверждали, что человек должен жить с открытым сердцем, потому что это его естественное состояние. Если сердце открыто, то он живет гармонично, в соответствии со своей природой. Если же сердце закрывается, прекращается энерго-информационный обмен человека со Вселенной и активизируются различные пороки: гордыня, зависть, жадность, злоба, ненависть. Они не только разрушают его тело, порождая многочисленные болезни, но оказывают разлагающее влияние на всё общество в целом. Тот, кто приходил к вайдьям и спрашивал: "Что мне делать, почему я болею?", - слышал непривычные для нас ответы: "Ты болеешь, потому что ты слишком жаден". Или: "Ты завистлив. Избавься от этого, и твои болезни пройдут".

Но если в сердце человека есть любовь, ему нечего бояться. Любовь способна сжечь все негативное в нашем теле. Вот почему истинное знание всегда шло от людей, которых считали святыми, от тех людей, которые не создавали никаких религий или партий, а стремились научить людей Любви.

Сейчас мы утратили Закон Любви. Поэтому самая главная наша задача - вернуться к соблюдению Закона Любви, подняться на уровень сознания Любви. Именно это - главная задача Аюрведы на нынешнем этапе, а всё остальное: диагностика, лечебные препараты, способы их применения и питание - второстепенно. Мы призываем вас, каждого человека, жить с открытым сердцем. Любите друг друга! Любовь никогда не предполагает привязанности. Любовь - это принятие того, что есть. Любовь поможет вам победить страх. Если вы победите страх, то невозможное станет для вас возможным. Ибо у вас есть всё, чтобы быть счастливыми. Открытое сердце - это основа бесстрашия, а Любовь - это самая лучшая ваша защита. Счастье не зависит от здоровья, красоты, богатства, известности или власти. Счастье зависит только от Любви!

Современная западная медицина практически полностью потеряла видение человека как целостной духовно-материальной системы и утратила свою связь с источником - Аюрведой.  Главное, с чем нам трудно примириться в современном подходе – это превращение человека в «пациента» - пассивного наблюдателя, пунктуально исполняющего предписания «дипломированных» эскулапов и не несущего никакой ответственности за собственное здоровье. Между тем, главная мысль Аюрведы, по нашему мнению гласит: «Здоровье - в твоих руках!»
сновы Аюрведы

Первооснова Аюрведы – это учение о типах человеческой конституции. Основных типов (дош) всего три. Это Вата, Питта и Капха. При этом понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, характер и темперамент человека.

Согласно философии Вед, которая является основой Аюрведы, наш мир состоит из 49-ти первоэлементов, пять из которых являются основными, т.к. имеют первостепенное значение для жизни и здоровья человека. Эти первоэлементы: эфир, воздух, огонь, вода, земля. Первоэлементы – это реально существующие «тонкие» энергии, которые не обнаруживаются обычными физическими приборами. Названия первоэлементов отражают «основное качество» каждого из них. Комбинации первоэлементов образуют Доши. Три онсовных Доши, это : Вата, Питта, Капха

Эфир: основное качество – это объем, пространство, в котором все находится. То есть,что бы что-то физически существовало, в этом месте обязательно должен бытьпервоэлемент эфир. Когда в каком-то месте по каким-то причинам эфира становится меньше, то часть физических предметов из этого места исчезает.Каждый из пяти первоэлементов содержится в каждом человеке, так как человек состоит из дош, а доши состоят из первоэлементов. Поэтому, применительно к человеку, если элемента эфира становится меньше, то человек даже может потерять часть своего тела. Например, ему может оторвать руку в аварии. Наличие достаточного количества эфира - лучшая гарантия физической безопасности человека.

Огонь: основное качество – превращение одних веществ в другие с выделением энергии. В человеческом теле огонь отвечает за процесс пищеварения.

Воздух: основное качество – движение. В организме отвечает за энергию и движение. То, что называют понятиями «прана» или «жизненная энергия»

Вода: основное качество – связь элементов. Отвечает за согласованную работу органов между собой и с внешними факторами (адаптация)

Земля: основное качество – твердость, физическая сила. В организме отвечает за все твердые вещества – твердую основу.

Пары совместимых первоэлементов  образуют Доши:

    *
      Вата доша – это Воздух + Эфир
    *
      Питта доша – это огонь и вода
    *
      Капха доша – это земля и вода

Конституция человека – это его процентный «состав» Дош. В конституцию каждого человека входят все три доши. Не может быть, чтобы одна или, тем более, две из них отсутствовали полностью. Та доша, которая представлена в наибольшем процентном отношении определяет Тип Конституции человека.

Если, например, в человеке существенно преобладает Вата-доша (моноконституция), то о нем говорят, что он - Вата. Это значит, что в нем в большей степени присутствуют первоэлементы эфира и воздуха. Такой человек будет очень резкий, быстрый, порывистый, ветреный (свойства воздуха). Но, в то же время, у него может быть слабое пищеварения (недостаток огня), и он, как правило, будет худым, с тонкой костью (недостаток земли).

Бывает, что две доши у человека выражены значительно, а третья - очень мало. В этом случае говорят, что он имеет двойную конституцию. Например, если у человека выражены Вата-доша и Питта-доша, то он принадлежит либо к типу Вата-Питта, либо к типу Питта-Вата, в зависимости от того, какая доша из двух все же выражена сильнее. Такой человек будет обладать как качествами Ваты (быстрота, высокая скорость мышления и физических движений, ветреность), так и качествами Питы (хорошее пищеварение, умение принять решение и нести ответственность за него, лидерство).

Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши. О таких людях говорят, что они «трехдошные», или имеют «тройную конституцию». Это самые гармоничные люди, так все качества личности и физические качества у них выражены одинаково хорошо.

Мы будем рассматривать семь возможных комбинаций:

    *
      Вата,
    *
      Питта,
    *
      Капха,
    *
      Вата-Питта,
    *
      Вата-Капха,
    *
      Питта-Капха,
    *
      Вата-Питта-Капха.
Тип конституции человека

В каждом человеке присутствует все три доши. От того, какая доша представлена в большем количестве, и зависит тип конституции каждого человека. Если, например, в человеке преобладает Вата-доша, то о нем говорят, что он - Вата. Это значит, что в нем в большей степени присутствуют первоэлементы эфира и воздуха. Такой человек будет очень резкий, быстрый, порывистый, ветреный (свойства воздуха). Но, в то же время, у него может быть слабое пищеварения (недостаток огня), и он, как правило, будет худым, с тонкой костью (недостаток земли).

Это был пример человека с моноконституцией (существенное преобладание одной доши). То есть количество Ваты в нем на много превышает количество других дош. Но часто бывает, у человека сильно выражены две доши, а третья - гораздо меньше. В таком случае человек имеет двойную конституцию. Например, если у человека выражены Вата-доша и Питта-доша, то он принадлежит либо к типу Вата-Питта, либо к типу Питта-Вата. На первое место в названии типа ставится та доша, которая выражена пусть не много, но больше. Такой человек будет обладать как качествами Ваты (быстрота, высокая скорость мышления и физических движений, ветреность), так и качествами Питы (хорошее пищеварение, умение принять решение и нести ответственность за него, лидерство). Какая доша стоит на первом месте, та и проявляется в большей степени.

Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши. О таких людях говорят, что они «трехдошные», или имеют «тройную конституцию». Это самые гармоничные люди, так все качества личности и физические качества у них выражены одинаково хорошо.

Таким образом, мы выделим семь основных комбинаций. Теоретически возможных комбинаций больше, но остальные встречаются несравненно реже.
Это:

   1.
      Вата
   2.
      Питта
   3.
      Капха
   4.
      Вата-Питта
   5.
      Вата-Капха
   6.
      Питта-Капха
   7.
      Вата-Питта-Капха.

Пракрити. Каждый человек рождается с определенным количеством дош, то есть имеет определенную конституцию, данную ему от рождения. Вот эта конституция, с которой человек родился, называется на санскрите Пракрити. Это изначальная природа каждого человека. (Мы пока не рассматриваем случаи кармических врожденных заболеваний)

Врикрити. В процессе жизни человек испытывает неблагоприятные факторы внешней среды, допускает нарушения в образе жизни, и в его организме начинается движение дош. Не даром в Аюрведе иногда говорится, что Доша - это то, что выходит из равновесия. Так вот, доши - это подвижные энергии, и их соотношение по отношению друг к другу постоянно меняется. Когда такие изменения незначительны, то человек может этого и не замечать. Когда же одна, или даже две доши серьезно увеличили свое присутствие в конкретном человеке (по отношению с его Пракрити), то уже можно говорить о
болезни.

Ещё раз хочу обратить ваше внимание. Важно не само соотношение дош в человеке в настоящий момент, а то, насколько это соотношение отличается от первоначального Пракрити данного человека. Например, соотношение Ватта 10%, Питта 72%, Капха 18% будет приводить к серьезным заболеваниям у человека, Пракрити которого Ватта 30%, Питта 50%, Капха 20%, хотя такое же состояние будет практически идеальным и абсолютно здоровым для человека с Пракрити Ватта 11%, Питта 70%, Капха 19%.

Соотношение дош человека в каждый конкретный момент его жизни может отличаться, и иногда сильно отличаться, от того баланса дош, которое дано ему от рождения. Баланс дош, или тип конституции, определяемый у человека на конкретно данный
момент, называется Викрити.

Еще раз. Пракрити - это соотношение дош, данное человеку при рождении. Викрити - это соотношение дош, который имеется у человека на конкретный момент времени. На математическом языке, если обозначить через V(t) - соотношение дош человека в момент времени t, то Пракрити - это V(t рождения).

Когда Викрити человека совпадает с его Пракрити, то человек идеально здоров. На практике такое встречается редко. Современный человек живет, как правило, так, что его Викрити отличается от его Пракрити. И чем больше это различие, тем больше выраженность болезни в конкретном человеке. Следовательно, Чтобы быть здоровым, необходимо свое Викрити привести к Пракрити. То есть сделать так, чтобы соотношение дош в вашем организме стал таким же, каким он и был дан от рождения.

+1

2

ВАТА-доша. Болезни.

Если ВАТА-доша в норме
мышление хорошее, много энергии, кишечник функционирует хорошо,все циркуляции в теле нормальны.

Дошу усиливают
излишняя двигательная активность, малый сон, малое количество еды, голодание

Эмоции, которые приводят к появлению болезней:
подавленный страх, депрессия, нервозность, излишние разговоры.

Если доша перевозбуждена:
моча прозрачная, как вода, сильно пенится, после отстаивания остается жидкой; хочется двигаться; появляются вздохи; сознание возбужденное; голова немеет и кружится; шум в ушах; язык сухой, красный, шершавый; во рту вяжущий привкус; бессонница, зевота, дрожь, потягивания, риступы гнева; в пояснице и суставах боли, как от побоев; похудание, сухость кожи, колющие боли в затылке, груди и в челюстях; кашель с мутной мокротой; запоры; вечером боли после еды.

Где возникает болезнь:
толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши, бедра

Болезни Вата-Доша:

    *
      артрит (в т.ч. ревматоидный),
    *
      астма,
    *
      беспокойство,
    *
      бессонница,
    *
      боли в спине и ее нижней части,
    *
      воспаление слизистой сумки,
    *
      головная боль,
    *
      головокружение,
    *
      депрессия,
    *
      дрожь,
    *
      запор,
    *
      истощение,
    *
      ишиас,
    *
      менструальные нарушения,
    *
      мигрень,
    *
      морщины,
    *
      мышечные спазмы,
    *
      нарушения в почках,
    *
      невралгия,
    *
      неподвижность шеи,
    *
      нервные нарушения,
    *
      нервозность,
    *
      неспособность чувств к восприятию,
    *
      общая слабость,
    *
      одышка,
    *
      паралич,
    *
      подагра,
    *
      потеря обоняния,
    *
      потеря памяти,
    *
      потеря сознания,
    *
      похудание,
    *
      птоз (опущение верхнего века),
    *
      расширение вен,
    *
      ревматизм,
    *
      сексуальная слабость,
    *
      спондилез,
    *
      страх,
    *
      суетливость,
    *
      сухость горла,
    *
      сухость носа,
    *
      сухость пазух,
    *
      хроническая боль спины

Следует заметить, что к анализу болезни нужно подходить не догматично. Например, головная боль может быть вызвана нарушениями в любой доше.

Программы Аюрведы для снижения веса специально для каждого типа конституции: ВАТА, ПИТТА, КАПХА.

0

3

КАПХА-доша. Болезни.

Если КАПХА-доша в норме:
уравновешенный ум, подвижные суставы, в теле сила, функции тела сбалансированы, пропорции тела нормальны

Дошу усиливают:
избыток покоя, сон в дневное время, долгий сон утром, маслянистая, холодная пища, приводящая к полноте

Эмоции, которые приводят к появлению болезней:
зависть, гордыня и гордость, привязанность,  чувство собственничества, жадность

Если доша перевозбуждена:
моча белесая с незначительным паром и запахом; язык и десны белесые,  во рту пресный привкус; веки отечны, глаза белесы; сопли и мокрота в груди и голове; угнетенное состояние; тяжесть в теле; аппетит нарушен, пищеварение ослабленное; нет тепла; тело отекает, появляются гнойнички; болят почки и поясница; суставы тугоподвижные; кожа зудит; память плохая; сонливость; слабость

Где возникает болезнь:
желудок, грудная клетка, горло,  голова,  полости,  нос,  рот,  сочленения,  плазма

Болезни КАПХА-Доша:

    *
      астма хроническая,
    *
      бледность кожи,
    *
      боль в горле,
    *
      бронхит,
    *
      воспаление лимфатических узлов,
    *
      воспаление пазух,
    *
      вялость,
    *
      глисты,
    *
      головная боль,
    *
      депрессия,
    *
      диабет,
    *
      закупорки горла,
    *
      закупорки легких,
    *
      закупорки синусов,
    *
      закупорки любые,
    *
      запор,
    *
      капха-лихорадка,
    *
      кашель,
    *
      кожные болезни,
    *
      мокроты,
    *
      нарушения в селезенке,
    *
      нарушения в сердце,
    *
      насморк,
    *
      ожирение,
    *
      окоченение конечностей,
    *
      опухоли,
    *
      паркинсонизм,
    *
      простуда,
    *
      свищи,
    *
      синусовая головная боль,
    *
      слабость костей и суставов,
    *
      слизистые выделения,
    *
      слипающиеся глаза,
    *
      тонзиллит хронический,
    *
      тяжесть в голове,
    *
      фарингит,
    *
      хрипота,
    *
      хрипы,
    *
      хронические желудочно-кишечные нарушения,
    *
      хронические заболевания синусов,
    *
      хронический ринит,
    *
      чувство холода в теле,
    *
      эмфизема,
    *
      эпилепсия-капха

Следует заметить, что к анализу болезни нужно подходить не догматично. Например, головная боль может быть вызвана нарушениями в любой доше.

Программы Аюрведы для снижения веса специально для каждого типа конституции: ВАТА, ПИТТА, КАПХА.

0

4

Среди разделов Аюрведы, не имеющих аналогов в привычной для нас западной медицине, следует отдельно выделить расаяну - практику омоложения и поддержания иммунитета. Расаяна -комплекс мер, эффективнейшим способом замедляющих старение организма, препятствующих преждевременному старению и во многих случаях способных восстанавливать поврежденные ткани.

Требования к препаратам расаяны:
* Натуральные компоненты - препараты должны быть приготовлены из натуральных компонентов предпочтительно растительного происхождения
* Нетоксичность
* Антиоксидантные свойства - защита клеток тела от повреждения свободными радикалами и вредными веществами
* Должны служить камертоном нервной системы - гармонизировать нервную систему с внешней средой и внутренними органами
* Нормализация энергетического баланса организма
* Нормализация иммунной системы
* Отсутствие привыкания - адаптации организма к препарату с ослаблением его действия
* Отсутствие зависимости - отсутствие наркотической зависимости и ухудшения самочувствия по окончании приема курса препарата

Такие препараты, действуя на клеточном уровне, поддерживают в человеке молодость и бодрость, придают коже блеск и здоровье, помогают работе мозга, успокаивают ум и даруют ощущение счастья. Соотношение компонентов в таких препаратах подобрано настолько тонко, что на организм любого человека они действуют подобно камертону, настраивая каждый орган и каждый энергетический канал на свой изначальный резонанс, и оказывая гармонизирующее воздействие на физическое тело, нервную систему и
энергетические поля.
Основные свойства расаяна препаратов - отсутствие побочных эффектов, способность выводить из организма токсины, предотвращать повреждение клеток тела, балансировать иммунную систему и активизировать механизмы саморегуляции. Действуя таким образом, расаяна препараты предотвращают развитие болезней у здоровых людей, способствуют выздоровлению в том случае, если человек все же заболел, и имеют выраженный омолаживающий эффект. Их можно применять в качестве очищающей, уравновешивающей и
тонизирующей терапии как перед началом лечения индивидуально подобранными препаратами, так и параллельно с ним. Расаяна препараты - это и самостоятельная терапия, и своеобразная основа, позволяющая другим аюрведическим средствам действовать более эффективно. Препараты расаяны универсальны - они годятся для детей и стариков, для заболевших и здоровых людей.
Аюрведические врачи используют лечебные препараты, специально приготовленные для каждого конкретного пациента. Вместе со специализированными преператами они назначают и расаяна препараты, для поддержания ослабленного организма и его энергетического балланса. Расаяна препараты многократно усиливают эффект применения
специализированных аюрведических лекарств. И не только аюрведических. Многочисленные медицинские исследования в Индии, России, Украине и США показали, что препараты расаяны существенно повышают эффективность западных фармакологических средств, снижая побочные эффекты их применения. При этом дозы назначаемых препаратов снижались вдвое и более раз, соответственно уменьшалась и стоимость лечения.
Препараты расаяны эффективны сами по себе. Но они являются только одной из составляющих. В комплекс мер расаяны входят полное очищение организма (панчкарма) и последующий прием специальных препаратов омолаживающего действия на фоне особой диеты и режима. Аюрведа к расаяне относит и образ жизни, при котором человек следует нравственным и духовным принципам.
При комплексном подходе эффективность омоложения организма возрастает многократно. Мы предлагаем вашему вниманию несколько аюрведических препаратов расаяны: "Чаванпраш" - эликсир молодости, "Стресском" - монопрепарат из корня ашвагандхи, 'Греним", содержащий одно из известнейших лекарственных растений Индии - ним.

Аюрведические косметические линии "Шахназ" и "Биотик" помогут Вам улучшить свою внешность.

Нет сомнения в том, что внешность оказывает большое влияние на наше психологическое состояние и жизненный успех. Большое внимание надо уделять уходу за кожей, волосами, зубами и ногтями. От популярной западной косметики аюр-ведические косметические препараты отличаются, прежде всего, тем, что в них не используются синтезированные компоненты - они представляют собой природные продукты. Аюрведическая косметика не причиняет вреда организму даже при длительном применении и, как правило, не вызывает аллергических реакций. Аюрведическую косметику применяют как женщины, так и мужчины, исключая, разумеется, декоративную косметику, которая во все времена остается прерогативой прекрасного пола.
Известно, что лицо - зеркало пищеварения. Многие дефекты кожи рассматриваются аюрведой как симптомы пищеварительных расстройств. Есть и другие заболевания, которые сказываются на внешнем виде кожи и волос. Поэтому аюрведическая косметология строится на комплексном подходе - сочетании препаратов наружного употребления с очистительными процедурами (панчкармой), диетой и омолаживающей терапией (расаяна).

Результаты комплексной косметологии проявляются быстро, но сохраняются они при соблюдении несложных правил на всю жизнь.
Классические аюрведические тексты рекомендуют множество средств в качестве расаяна-терапии. Наиболее важными из них являются: амалаки, бибхитака, харитаки, гудучи, брахми, пунарнава, мандукапарни, яштимадху, шанкхапушпи и виданга. Некоторые ядовитые растения, как, например, бхаллатака и ватсанабха также обладают омолаживающим действием.

В омолаживающей терапии широко используются препараты минерального происхождения, такие как ртуть, сера, золото и минеральная смола, или битум, – шиладжату.

Все используемые средства предварительно обрабатываются и становятся легко усваиваемыми и нетоксичными. Способ их приготовления и употребления, дозировка, сопутствующая диета и необходимые меры предосторожности индивидуальны для каждого средства и обычно определяются врачом.

0

5

Построении индивидуальных комплексов начального уровня, целью которых является приведение в состояние равновесия основных систем человеческого тела и устранение болезней. В “Йога-сутрах” Патанджали болезнь рассматривается как первое из препятствий на пути йоги, которые должны быть преодолены. Вьяса в своих комментариях к “Йога-сутре” говорит: “Болезнь – нарушение равновесия гуморов (доша), телесных секреций(дхату) и органов”. К сожалению, Патанджали не даёт практических рекомендаций по поводу борьбы с болезнями. К счастью, подобные рекомендации даёт аюрведическая традиция. Аюрведа, как и йога, построена на философской базе санкхъи, что наглядно иллюстрирует данное Вьясой определение болезни. Дело в том, что очень похожее определение используется в индо-тибетской медицине, где оно не является голой теорией, а служит основой для алгоритмов диагностики и составления многокомпонентных лекарственных сборов. Эти алгоритмы направлены на выявление синдромов “жар-холод”, оценку функционального состояния регулирующих систем организма (дош), а также органов и тканей. На основе полученных данных подбирались растения, оптимально воздействующие по этим трём направлениям. Так, например, в состав препарата “rnam-rgyal-mkhris”, применяемого в тибетской медицине для лечения острого гепатита, входили плоды шиповника, миробалана и семена момордики. Плоды шиповника использовались для лечения болезней “жара”, плоды миробалана – для уравновешивания дош, а момордика влияла непосредственно на гепатобилиарную систему. Таким образом, за счёт комплексного воздействия на различные звенья патологического процесса, несложный 3-компонентный препарат проявлял сильный терапевтический эффект.
        Очевидно, что подбор элементов индивидуальной практики хатха-йоги с учётом вышеупомянутого алгоритма может существенно повысить эффективность занятий, в том числе и терапевтическую, что особенно важно на начальных этапах занятий. Ведь не для кого не секрет, что для многих начинающих заниматься хатха-йогой укрепление здоровья является одним из основных, а иногда и единственным мотивом.
        Итак, алгоритм состоит из 3 этапов, каждый из которых подразделяется на диагностику и коррекцию:
       
1.а) Определяется соотношение “жара и холода” в теле.

       
б) Выбор упражнений и режимов практики, уравновешивающих “жар и холод”.

       
2. а) Определяется соотношение дош.

       
б) Выбор способов уравновешивания дош (асаны, крийи).

       
3. а) Определяются больные органы или системы. При отсутствии таковых определяются "места наименьшего сопротивления" (locus minoris resistentia) в организме человека, т.к. именно они при неблагоприятных обстоятельствах вероятней всего станут очагами болезни, "местом наибольшей реактивности" (locus majoris reactivae).

       
б) Выбор способов лечения больных органов и укрепления “слабых мест”.

        Далее в достаточно упрощённой и доступной форме будут рассмотрены все эти этапы. Следует отметить, что некоторые преподаватели йоги так или иначе, осознано или нет, но применяют этот или похожий алгоритм. Безусловно, опытному преподавателю нет необходимости заниматься многосложными диагностическими процедурами, он более доверяет своей интуиции и опыту. Быстрый взгляд, короткая беседа – этого бывает достаточно, чтобы чётко сформулировать некий комплекс, оптимально подходящий для данного человека с его проблемами в данный период времени. Однако далеко не все имеют возможность заниматься у хороших учителей, а различные семинары и интесивы рассчитаны скорее на людей продвинутых и уверенных в направлении своего пути. Остальным приходится пользоваться комплексами из различных книг или изобретать свои собственные, что конечно развивает мозги, но не всегда полезно для тела. Один из моих преподавателей любил повторять: “Люди делятся на тех, кто учится на своих ошибках и тех, кто учится на чужих. Первые чаще становятся Мастерами, вторые чаще выживают”, и, надо сказать, время подтверждает его слова. Необходимо отметить, что публикации последних лет проливают свет на правила составления комплексов, правда больше в техническом плане. Мы же остановимся на терапевтических аспектах.
        Итак, попробуем детально рассмотреть алгоритм:
       
1.Определение соотношения “жара и холода” в теле и способы их уравновешивания.

        Большинство современных исследователей индотибетской медицины (Л.Л. Хунданов,Л.Л. Хунданова, Т.В.Батомункуева) отождествляют понятия “жар и холод” с эрго- и трофотропной системами организма. Гипотезу об их существовании выдвинул ещё в 1925 году швейцарский физиолог Гесс. Впоследствии теорию Гесса углубил и развил его ученик – М. Монье. В значительной степени эрго- и трофотропная системы соотносятся с симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Эти системы во многом антогонистичны и их колебания обеспечивают сохранение гомеостаза – состояние динамического равновесия, направленного на поддержание постоянства внутренней среды организма. Различные внутренние и внешние факторы вызывают эрго- или трофотропные реакции, которые в идеале компенсируются противоположными и постепенно затихая приходят к состоянию относительного равновесия. Относительного, потому что люди с идеальным балансом симпатики и парасимпатики – большая редкость, намного чаще равновесие сдвинуто в ту или иную сторону. Весь этот процесс напоминает колебание весов: одно плечо – симпатика, другое – парасимпатика и одно плечо часто длиннее другого. Чем больше эта разница, тем меньшее усилие необходимо для нарушения равновесия. Если равновесие нарушено сильно и оно не компенсируется, появляются болезненные симтомы и функциональные расстройства – дистонии (нарушение тонуса одной из систем).
        Следует отметить, что нет “хорошей” и “плохой” системы, симпатика ничем не хуже парасимпатики. Да, у симпатиков чаще бывают гипертония, атерослероз и ишемическая болезнь сердца. Но у подавляющего большинства ( более 90%) больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки повышен тонус парасимптики, сходные данные есть по больным бронхиальной астмой.
        Для диагностики эрго- и трофотропных состояний в индотибетской медицине традиционно применялись методы визуального осмотра и пульсовая диагностика. Современная медицина объединила внешние признаки в специальные таблицы (таблицы Вейна), назвала пульсовую диагностику методом оценки вариабельности сердечного ритма. Даже метод измерения кожно-гальванического рефлекса имел в древности аналог – рукопожатие, определявшее влажность кожи и как следствие – её электропроводность, и позволявшее судить о преобладании симатического или парасимпатического отдела ВНС. Также можно с достаточно высокой точностью определить эрго- и трофотропную активность с помощью теста Люшера, часто применяемого в психологии.
        В целом отмечено, что у людей с преобладанием симпатики кожа чаще красная, сухая, зрачки расширены. Пульс учащён, дыхание тоже, артериальное давление склонно к повышению. Для симпатиков характерна плохая переносимость кофе и холода.
        У парасимпатиков напротив, кожа чаще бледная, влажная, повышенная потливость, зрачки сужены. Пульс, частота дыхания, артериальное давление и температура тела – в норме или насколько снижены. Хорошая переносимость кофе, вплоть до пристрастия, плохая переносимость тепла.
        Выраженность этих симптомов находится в прямой зависимости от степени нарушения баланса.
        Применяемые в медицине методы функциональных проб (адреналиновая, инсулиновая и пр.) весьма информативны, но к сожалению мало осуществимы в домашних условиях. Для приблизительной оценки используются методы исследования соматовегетативных рефлексов, таких как рефлексы положения . Так например, разница частоты пульса в положении лёжа и стоя в норме составляет 8-12 ударов и 5-10 мм. рт. ст. Если при переходе из положения лёжа в положение стоя эта разница больше – это говорит о повышенном тонусе симпатики, и наоборот, снижение от этих цифр при переходе в положение лёжа говорит об повышенной активности парасимпатики. Замедление пульса при наклоне головы назад более чем на 4-8 ударов в минуту также свидетельствует о преобладании парасимпатики.
        Одним из наиболее часто и давно применяемых показателей служит вегетативный индекс Керде , определяющий количественные отношения симпатической и парасимпатической системами и высчитывается по формуле: ВИ(вегетативный индекс)=( 1-(диастолическое АД/ЧСС))х 100. Индекс со знаком (+) указывает на активность симпатики, со знаком (-) – парасимпатики. Чем ближе индекс к 0, тем в более равновесном состоянии пребывает организм.
        В “Бхагават-гите” говорится: “Равновесьем именуется йога”. В унисон звучат слова Е.И. Соколова из его монографии “Эмоции и атеросклероз”, книги в высшей степени познавательной и интересной: “Сбалансированость реакции этих двух систем обеспечивает оптимальный уровень гомеостаза… Тесная взаимосвязь и синхронизация физиологической активности эрго- и трофотропных механизмов позволяют здоровому человеку хорошо адаптироваться к различным условиям внешней среды, социальному состоянию, условиям питания и т.д”. Достижение этого состояния является обязательным условием и критерием готовности к практике пранаям. Патанджали утверждал, что “благодаря ей (практике асан) прекращается воздействие парных противоположностей”. Особое значение в данном случае имеет выбор режима практики.
        Людям “жара”, симпатикам, лучше подходит режим статический, с предварительным выполнением упражнений типа Шавасаны (горизонтальное положение тела усиливает парасимпатический тонус), длительной фиксацией в асанах. Особый акцент в асанах делается на наклоны. Примером может служить вход в практику через пашчимоттанасану (3 подхода по 3 минуты), используеый В.С.Бойко. Аналогично действует 5-10 минутное расслабление в шашанкасане. Также используется дыхательная техника Чандра-бхедана (дыхание через левую ноздрю).
        Людям “холода”, парасимпатикам, лучше подходит режим динамический, с предворяющими практику асан упражнениями типа Сурья Намаскар в различных вариантах, Сукшма Въяямы (школа Д.Брахмачари) или цикла Паванмуктасаны (Бихарская школа йоги). Особый акцент – на прогибы. Используется Сурья –бхедана (дыхание через правую ноздрю). Следует объяснить, что такие практики дыхания как Сурья- и Чандра-бхедана и Анулома-Вилома пранаяма(попеременное дыхание) скорее относятся к очистительным практикам – крийям.
        Однако существуют способы компенсации эрго- и трофотропных эффектов практики. Так, применение в практике Аштанга-виньяса йоги (школа П.Джойса) уджайи-пранаямы в значительной степени компенсирует динамическую нагрузку.
        Таким образом, кажущееся противоречие между статическими и динамическими школами сводится только к тому, какой тип практики больше подходит конкретному человеку.
       
2. Определяется соотношение дош и выбор способов их уравновешивания.

        Доши – один из основополагающих принципов индотибетской медицины. Вата, Пита, Капха – Ветер, Желчь и Слизь - три основы мирозданья и человеческого тела. Также три эти доши определяют Пракрити, тип телесной конституции. Знание собственного типа позволяет человеку регулировать свой образ жизни, диету, индивидуальную практику с целью добиться идеального баланса. Методов исследования состояния дош немало – пульсовая диагностика, диагностика по моче, по внешнему виду, диагностика методами функциональных проб (адреналиновая, инсулиновая и пр.), разработанная Л.Л. Хундановым, Л.Л. Хундановой, Т.В.Батомункуевой. Очень простым и надёжным способом является метод тестирования, впервые предложенный по отношению к аюрведической диагностике доктором Д.Чопрой. Впоследствии эта идея прижилась и подобные опросники можно найти в подавляющем большинстве книг по Аюрведе и тибетской медицине. Не составит особого труда найти эти книги и провести несложное тестирование. Однако лучше не ограничиваться одним тестом, а использовав несколько, сравнить результаты.
        Чистые доши встречаются очень редко, чаще – комбинации двух дош, обычно же все доши представлены в разных пропорциях. Определив их соотношение, можно приступить к выбору способов их уравновешивания, то есть приведения к идеальному состоянию 1:1:1, именуемому в тибетской медицине “состоянием Будды”.
        Очень эффективным средством выравнивания дош являются очистительные практики йоги – крийи или кармы. Обычно в Йоге говорят о 6 кармах (шаткарма), хотя в Аюрведе применяются 5 (панчакарма). Из них наиболее сильным влиянием на доши обладают 3 – очищение кишечника (басти), очищение желудка (вамана-дхаути) и сквозное промывание пищеварительного тракта (шанкх пракшалана). Вамана-дхаути снижает капху, басти – вату, шанкх-пракшалана (сахадж-басти-крийя) – питу. Подробное описание этих процедур несложно найти в книгах по аюрведе и тибетской медицине. Крийи в йоге по своему действию идентичны панчакарме в аюрведе, хотя терапевтический потенциал последних на порядок выше за счёт использования трав, масел и сопутствующих процедур. Скажем, для вамана-дхаути в йоге применяется 40-дневный курс, а в аюрведе - максимум 8 дней. Особенно важно точно подобрать крийи сообразно темпераменту. Один из выдающихся йогинов современности Т.Кришнамачарья писал - “Использование крий, когда индивидуальная доша неизвестна, может принести больше вреда, чем пользы. В каждом человеке есть преобладающая доша, и крии должны рассматриваться в соответствии с индивидуальной конструкцией.”
        Очень важным элементом является подбор асан, направленных на корректировку дош. Здесь огромную помощь оказывают концепция пяти стихий (панчататтва). В индотибетской медицине считается, что Вата возникла от слияния Ветра (вайю) и Эфира (акаша), Пита из Огня (агни) и Воды (апо), Капха – из Воды (апо) и Земли (притхви). В тоже время йогическая концепция чакр говорит о том, что местоприбыванием таттвы Земли является Муладхара-чакра, Воды – Свадхистана, Огня – Манипура, Воздуха – Анахата, Эфира – Вишуддха.
        Муладхаре в физическом теле соответствует копчик и промежность, Свадхистане – пояснично – крестцовый отдел, Манипуре – пояснично-грудной, Анахате – грудной, Вишуддхе – шейный. Речь идёт не только об одноимённых отделах позвоночника, но и обо всём участке тела, иннервируемым соответствующим отделом спинного мозга. Подбирая асаны по воздействию на данные области, можно усиливать или ослаблять определённые таттвы и как следствие регулировать доши. Так, например, при процентном соотношении Вата-Пита-Капха 33:33:33 и общем времени практики 60 минут асаны для 3 дош выполняются в равном объёме- по 20 минут, при процентном соотношении 60:30:10 – время изменяется: 34 минуты для капхи, 22 минуты для питы и 4 минуты для ваты. Следовательно, большую часть времени необходимо будет посвятить асанам, воздействующим на область промежности (Муладхара), пояснично-крестцовое (Свадхистана) и пояснично-грудное сочленение (Манипура). Для Муладхары подойдёт большинство стоячих асан, от тадасаны до хануманасаны, балансировочные асаны – от врикшасаны до уттхита-паршвасахиты, сидячие – ваджрасана, бхадрасана,сиддхасана, падмасана, а также гарудасана и гомукхасана. Для Свадхистаны: прогибы в пояснично-крестцовой области – цикл шалабхасаны, ардха-бхуджангасана и др., наклоны – от курмасаны до йоганидрасаны, скрутки – париврита-триконасана, париврита-парсваконасана, меру-вакрасана, цикл маричьясаны и бхарадваджасаны. Для Манипуры: прогибы – цикл бхуджангасаны, ганда-бхерундасана, вришчикасана, раджакапотасана. Наклоны – цикл халасаны, карна-пидасана, пиндасана. Скрутки – ардха- и парипурна-матсиендрасана, пашасана.Также для Манипуры очень хороша маюрасана. Для Анахаты: прогибы – пурна-бхуджангасана, урдхва- и адхо-мукха шванасана, цикл дханурасаны, уштрасана, чакрасана, натараджасана, гхерандасана. Наклоны в данной области весьма проблематичны, но всё же они есть – цикл саламба- и ниламба-сарвангасаны, положение рук при гарудасане. Скрутки – некоторые варианты маричьясаны, матсиендрасаны и пашасаны. Для Вишуддхи: прогибы – матсьясана, капотасана, випарита-дандасана. Наклоны - сарвангасана, шашанкасана, пиндасана. Скрутки – во многих асанах на скрутку, ранее упоминавшихся.
        Данный список не претендует на полноту и законченность. Большая часть асан в него не вошла, что отнюдь не умаляет их значимости. Многие асаны воздействует на несколько чакр одновременно. Некоторые же асаны задействуют все чакры, как, например, некоторые варианты чакрасаны и пиндасаны.
        Человек, практикуя асаны, постепенно расширяет возможности своего тела, что со временем сказывается на терапевтической эффективности асан не лучшим образом. Для нейтрализации этого “привыкания” используются более продвинутые варианты асан.
       
3.Определение больных органов и выбор способов лечения больных органов и укрепления “слабых мест”.

        Традиционная медицина выделяет 11 основных органов - Тонкая кишка, Желчный пузырь, Печень, Желудок, Селезенка (поджелудочная железа), Почки, Перикард, Легкие , Сердце, Мочевой пузырь, Толстая кишка. Также в китайской медицине присутствует понятие “трёх обогревателей”, которое В. Лад трактует как “баланс тридоша”. Безусловно, данный список не исчерпывает того перечня органов, который известен западной медицине. Тем не менее, он весьма эффективно использовался для диагностики и лечения многих заболеваний в течение веков.
        Методы диагностики в данном случае включают пульсовую диагностику, визуальный осмотр, диагностику по естественным выделениям организма. Современная медицина добавила такие немаловажные методы, как электро- и термопунктурная диагностика (по Фоллю, Накатани и пр.). Правильное и адекватное применение современных диагностических процедур (УЗИ, ЯМРТ, рентген и др.) также весьма эффективно.
        Определившись с уже имеющимися и возможными отклонениями в работе органов, подбираем асаны для лечения или поддержания органов. Воздействуя асанами на определённые сегменты тела, мы через различные механизмы регуляции воздействуем на органы. Наиболее простым из этих механизмов является изменение локальной гемодинамики – компенсаторного усиления кровообращения после растяжения или сжатия.
        Немалое значение имеют кожно-висцеральные и моторно-висцеральные рефлексы, позволяющие напрямую влиять на функции различных органов. Дело в том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц
        пересекаются на уровне сегментов спинного мозга (грантхи). И наоборот, напряжение определённых мышц и стимуляция определённых участков кожи крайне благотворно воздействуют на внутренние органы.
        Очень благотворно на мочеполовую систему действуют бхадрасана, гомукхасана и гарудасана, шалабхасана, курмасана, маричьясана. Для печени и желчного пузыря полезны халасана и матсиендрасана, для почек – цикл бхуджангасаны, особенно тирьяк-бхуджангасана, дханурасана и шалабхасана, для желудка и поджелудочной железы – маюрасана, цикл матсиендрасаны и пашасана. При болезнях лёгких эффективны прогибы в грудном отделе – такие как матсьясана, бхуджангасана и адхо-мукха шванасана, для сердца и перикарда - цикл саламба- и ниламба-сарвангасаны.
       
Заключение.

        Таким образом, данный алгоритм даёт возможность создать индивидуальный комплекс, подбирая элементы практики, которые уравновешивают эрго- и трофотропную системы, приводят к балансу доши, лечат и укрепляют органы. Достигнутое состояние равновесия всех систем является основой и базисом для дальнейшего развития и совершенствования в йоге. Для достижения этого состояния в индо-тибетской медицине также применяются диета, фитотерапия, режим, массаж и гидротерапевтические процедуры. Сочетание этих и других методов с практикой йоги может существенно повысить её эффективность.

0


Вы здесь » Jedi Heritage: Орден последователей Силы » Саморазвитие » Что такое Аюрведа


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC